МКОУ Такучетская школа
п.Такучет
  • Школьное инициативное бюджетирование

     

    Вписаться в будущее, которое мы строим сами.

    «Инициативное бюджетирование» не самый известный термин в школе. Чаще он используется в сфере государственного и муниципального управления и представляет собой ничто иное как  «общее название, используемое для обозначения совокупности практик вовлечения граждан в бюджетный процесс в Российской Федерации, объединенных идеологией гражданского участия, а также сферу государственного и муниципального регулирования участия населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов и последующем контроле за реализацией отобранных проектов со стороны граждан».

    При переводе с бюрократического на родной русский язык это определение обозначает вовлечение граждан в решение проблем местного значения. Вовлечение включает себя выдвижение гражданами инициатив по решению локальной проблемы, разработку соответствующих проектов, обсуждение и выбор наиболее важных инициатив, а также личное финансовое или трудовое участие в реализации собственного замысла Механизм инициативного бюджетирования позволяет гражданам участвовать в приоретизации бюджетных расходов.

    В Красноярском крае, например, инициативное бюджетирование успешно реализуется через государственную Программу поддержки местных инициатив (далее — ППМИ). 

     В основе механизма инициативного бюджетирования лежат следующие принципы:

    • соучастия
    • открытости (публичности);
    • равенства возможностей;
    • инициативности;
    • самоорганизации;
    • гибкой мотивации.

    Процедуры инициативного бюджетирования позволяют реализовать идеи фактического участия граждан в бюджетном процессе, формируют проектную культуру и развивают коммуникативные навыки.

    Любой педагог с легкостью наложит в уме влияние этих принципов и идей на развитие регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, составляющих метапредметные образовательные результаты обучающихся и вспомнит то обстоятельство, что основной процедурой итоговой оценки достижения этих самых метапредметных результатов обучающихся согласно ФГОС, является  защита итогового индивидуального проекта.

    Совершенно несложно также будет провести аналогию между «участием в бюджетном процессе» и финансовой грамотностью обучающихся.

    Иначе говоря, возможное применение технологии инициативного бюджетирования в школе фактически будет работать на выполнение требований Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101), Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480), а также  на реализацию Национальной стратегии повышения финансовой грамотности  на 2017-2023 гг.

    В целом идеи и принципы инициативного бюджетирования настолько соответствуют содержанию современного образования, что не использовать его возможности при организации учебно-воспитательного процесса в школе было бы по крайней мере неразумно.

    А что за возможности?

             Наверное, самым актуальном для школ, уставшим от бесконечных нововведений и потока бумажной отчетности станет вопрос «А зачем нам это нужно?». Какие возможности для образовательного учреждения может дать внедрение инициативного бюджетирования в практику работы школы? Проекты дети у нас и так пишут в рамках соответствующего предмета. Работа по повышению финансовой  грамотности реализуется  во внеурочной деятельности и в некоторых других формах. Для чего загружать себя дополнительной работой?

             Ответ содержит ФГОС, который, как общеизвестно, подлежит реализации при помощи «системно-деятельностного» подхода.

           Финансовая грамотность в школе чего не говори – чистая теория. Это происходит хотя бы потому что дети в образовательной организации объективно не могут получить возможности на практике работать с деньгами, ценными, бумагами или иными финансовыми активами. Максимум системно-деятельностного подхода при этом для педагога позволяет выжать игра, однако эта технология, ограничивается все же некими знаниями в этой области, но вовсе не приобретенным опытом.

             Похожая ситуация и с написанием индивидуальных и групповых проектов обучающихся. Не секрет, что чаще всего дети пишут исследовательские проекты под руководством педагога-предметника компетентного в своей области. Хорошо если эта работа пишется под конкретную конференцию или конкурс, в этом случае она получает хоть какой-то практический (деятельностный) выхлоп. Чаще происходит наоборот и индивидуальный проект обучающихся представляет собой подогнанный под кейс реферат, связанный  по смыслу наблюдением учащегося за «журавлем» или «галкой», чудом оказавшейся на конкретной территории.

             В этом случае проект не решает никакой проблемы. Его единственным продуктом может быть статья, влияние которой на научные знания, а значит и практическое применение весьма и весьма сомнительно.

             Происходит ли реализация системно-деятельностного подхода при такой организации работы над индивидуальным проектом…? Очень вряд ли..

          Все может стать совершенно иначе при освоении финансовой грамотности и навыков проектной деятельности с использованием механизма школьного инициативного бюджетирования.

           Настоящий механизм на законных основаниях позволит создать фонд денежных средств, который может стать условием для воплощения реальных практических проектов обучающихся, проектов обучающихся, направленных на решение актуальных проблем и развития образовательной среды. При этом дети получат возможности решать насущные только их волнующие задачи и воплощать их в жизнь, что называется на практике.

    Эффекты от внедрения школьного инициативного бюджетирования могут выражаться в виде:

    • личностных результатов: формирование российской гражданской идентичности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, принимающего демократические ценности, идеалы гражданского общества, формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, формирование навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, проектной видах деятельности;
    • метапредметных результатов: подготовка к самостоятельному определению целей деятельности и составлению планов деятельности; самостоятельному осуществлению, контролю и корректированию деятельности; использованию ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбору успешных стратегий в различных ситуациях; формированию у школьников умений продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; овладение обучающимися навыками проектной деятельности, навыками разрешения проблем; развитие способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач.

              Дополняют этот набор положительных эффектов и различные составляющие функциональной грамотности, которые развиваются у обучающихся в процессе этой работы, а именно:

    • финансовая грамотность;
    • информационная грамотность;
    • компьютерная грамотность;
    • электоральная грамотность.

      В свою очередь школа,  как учреждение, в результате запуска практики школьного инициативного бюджетирования получает:

    • повышение качества управления;
    • оптимизацию бюджетных расходов через приоретизацию проблем и привлечение материальных и не материальных ресурсов;
    • механизм решения проблем организации и функционирования образовательной и воспитательной среды за счет привлечения дополнительных ресурсов;
    • социальную технологию мотивации всех участников образовательного процесса для участия в жизни школы.

    В итоге от реализации идеи школьного инициативного бюджетирования в выигрыше оказываются все участники образовательных отношений.


     Главный вопрос.

       Очевидно, что ничего невозможного для школы в реализации идеи  школьного инициативного бюджетирования нет. Единственный вопрос, который неизбежно возникает в условиях подушевого финансирования (читай глобального недофинансирования), звучит традиционно: «Где деньги взять?!» и ответ на него как ни странно, но тоже есть.

              Администрацией школы может быть сформирован фонд денежных средств, назначением которого станет финансовое обеспечение реализации проектов школьного инициативного бюджетирования. Структуру настоящего фонда на сегодняшний день в условиях Красноярского края могут составлять  четыре источника финансирования:

    • собственные средства школы, либо средства на выполнение муниципального задания выделенные ей на образовательные расходы;
    • средства муниципалитета, выделяемого в соответствие с различными целевыми муниципальными программами. Более подробно об этом отдельно.
    • добровольные пожертвования родителей;
    • добровольные пожертвования юридических лиц.

        Если описывать механику сбора средств, формирующих фонд проектов при инициативном школьном бюджетировании, то логика рассуждений может быть следующая.

          Каждая бюджетная  или автономная образовательная организация имеет право открыть специальный счет для зачисления внебюджетных средств. 

    При использовании собственных средств, полученных за счет внебюджетных источников (платная реализация образовательных программ для населения и иные) школа вольна направлять на любые расходы, которые не противоречат ее сфере деятельности. Настоящие средства, как правило, планируются при разработке плана финансово-хозяйственной деятельности школы и таким образом уже являются частью бюджета школы.

        Все сложнее со средствами, которые направляются на исполнение муниципального задания образовательного учреждения. На инициативное бюджетирование могут только быть направлены средства, которые выделяются на организацию учебно-воспитательного процесса в учреждении. В соответствие с действующим законодательством это средства регионального бюджета. При наличии этих средств, расходы на школьное инициативное бюджетирование планируются как расходы на мероприятие и учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения в начале календарного года.

    Средства муниципального образования представляют собой финансирование, направляемое  учреждению на иные цели. Однако, в этом случае, настоящие расходы должны быть определены в какой-нибудь из муниципальных программ, направленных на развитие молодежной политики, либо развитие образования. В случае наличия этой части средств в составе школьного инициативного бюджетирования между, учреждением и его учредителем заключается соглашение. На основании этого соглашения, средства муниципального образования  перечисляются учреждению и попадают в раздел плана финансово-хозяйственной деятельности, определяющего расходы образовательной организации на «Иные цели».

    Добровольные пожертвования родителей переводятся на расчетный счет школы с письменной пометкой в платежном документе «Школьное инициативное бюджетирование». Эта фраза маркер для бухгалтерии. По ним она отделит эти средства от прочих поступающих платежей.

    Добровольные пожертвования заинтересованных юридических лиц попадают в бюджет школы также на основании договоров пожертвования с пометкой в платежном поручении «Школьное инициативное бюджетирование». Заинтересованными юридическими лица могут быть, например, члены попечительского Совета учреждения или организации-партнеры.


    Как это работает?

        В независимости от  финансового механизма в основе школьного инициативного бюджетирования по сути лежит набор процедур, задача которых обеспечить участие школьного сообщества в выдвижении, обсуждении и выборе проектов. Безусловно, набор процедур должен быть описан и регламентирован в общешкольном процессе.

             Этапность процедур может следующей:

    • объявление конкурса;
    • проведение классных собраний;
    • предварительный анализ выдвинутых проектных идей;
    • проведение школьного голосования;
    • подача заявок;
    • проверка заявок;
    • оценка заявок и определение победителей;
    • заключение договоров;
    • реализация проектов.

         Необходимо отметить, что настоящий конкурсный цикл является модельным и может корректироваться в зависимости от плана работы школы на текущий учебный год, а вопросы организации отдельных его этапов ничто иное как результат методологического творчества его организаторов.

        При моделировании этапности практики школьного инициативного бюджетирования необходимо учитывать расхождение в   логике учебно-воспитательного процесса и особенностях планирования финансовых расходов школы, которые не совпадают по времени.

           Совершенно очевидно, что объявлять конкурс проектов среди учащихся без финансового обеспечения не стоит. Есть большой риск того, что победившие проекты  не будут профинансированы, что напрочь перечеркнет всю работу в этом направлении. Поэтому, до объявления официального старта конкурса образовательное учреждение будет вынуждено публично презентовать намерения и условия реализации практики школьного инициативного бюджетирования. И после этого возможно  объявить период сбора средств на формирование соответствующего фонда.  После окончания периода сбора средств администрации школы необходимо будет внести соответствующие изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения. До внесения изменений в ПФХД школы объявление старта конкурса проектов не целесообразно. Важно помнить также, что с момента перечисления денежных средств формальным их собственником становится школа, поэтому при реализации проектов все договора школа заключает от своего лица, учитывая при этом законодательство в сфере закупок, а также бюджетный кодекс РФ.

          Еще одной особенностью реализации процесса инициативного бюджетирования может являться  конфликт интересов между участниками образовательных отношений, поэтому учреждению придется разработать пакет документов подробно регламентирующих процедуру внесения и расходования денежных средств.


    Зачем статья и сверхцель с реальными перспективами.

             Практика школьного инициативного бюджетирования в Красноярском крае, к сожалению, не распространена, зато этот механизм уже успешно работает в других субъектах Российских Федерации.

         В этих регионах школьное инициативное бюджетирование признано инновационной образовательной тенденцией, поэтому к ее реализации массово подключаются региональные министерства финансов, увеличивая фонды реализации инициативного бюджетирования до нескольких миллионов рублей и выше в тех учреждениях где созданы прозрачные и успешные механизмы по участию населения в сборе средств и реализации детских проектов.

             На сегодняшний день интерес к этой теме проявляет Проектный центр инициативного бюджетирования Красноярского края, в состав которого входят Министерство финансов Красноярского края и ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края». В основе интереса – поиск  отправных точек и апробация методик для практик школьного инициативного бюджетирования.

        

       

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie