Мы против курения!
В последние годы среди молодежи произошел колоссальный рост потребителей так называемых «Электронных средств доставки никотина» (ЭСДН) -электронных сигарет, вейпов, кальяна. Привычка к «парению» стала модным атрибутом коммуникации и альтернативой курению сигарет. Это произошло, в том числе, благодаря изощренным маркетинговым стратегиям табачных компаний, которые стали терять рынки сбыта после принятия Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Одной из стратегий табачных компаний является реклама ЭСДН как безвредного средства отказа от курения табака. В результате в молодежной среде возникла субкультура «вейперов», а число потребителей табака и других никотинсодержащих продуктов не только не уменьшилось, но и возросло.
По данным выборочного опроса взрослого населения России в 2017-2018 годах постоянно потребляли ЭСДН 2,5% населения, при этом частота потребления ЭСДН в самой молодой возрастной группе (18-24 лет) оказалась наиболее высокой и составила 23,5%.
В Красноярском крае, как показывает социологический опрос квотной выборки взрослого населения, доля потребителей ЭСДН возросла с 3,5 % в 2016 году до 11 % в 2021-2022 годах. При этом доля курящих сигареты уменьшилась за аналогичный период с 32,2 % до 23,1%.
Такая ситуация не только не способствует улучшению здоровья населения, но и препятствует достижению результатов национальных проектов в области общественного здоровья – снижению смертности населения и распространению «факторов риска» хронических неинфекционных заболеваний, среди которых курение является наиболее значимым.